Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 46 «Надежда» (далее - Программа) разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ "ДС № 46 "Надежда".
Вместе с тем содержание Программы сформировано в контексте с «Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией доктора педагогических наук Л.Б. Баряевой и кандидата педагогических наук Е.А. Логиновой, с использованием методического пособия С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Цели и задачи реализации Программы
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в воспитании детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.
Целью Программы является создание условий для целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) с ЗПР.
Задачи:
- обеспечить права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
- формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
- формировать основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, в социуме, природе);
- формировать представления об элементарных общепринятых нормах и правил поведения в социуме, на основе первичных ценностно - моральных представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо;
- формировать представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
- Поддержка разнообразия детства.
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификация) детского развития.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников учреждения) и детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, то есть принцип индивидуализации дошкольного образования.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Развивающее вариативное образование.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
- Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
В основу Программы положены:
- Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем, согласно которой основной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психики.
- Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др., согласно которой развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей.
- В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
- Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
- Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальных особенностей), которую проводят квалифицированные специалисты.
Участие ребенка в психологической диагностики допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты диагностики психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка:
- социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ЗПР, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей;
Содержание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, с целью углубления содержания образовательных областей представлено дополнительными программами, направленными на:
- формирование общих представлений об окружающей природной среде, Таймыра, позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории, жителям региона, результатам их труда;
- формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семьи и педагогов.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Основные направления и формы работы с семьями воспитанников:
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
-
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (24 ребенка)
- Приложения к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования