Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив новостей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки

Программа МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда» предназначена для освоения детьми дошкольного возраста от 1,6 лет до момента завершения периода дошкольного детства (в том числе для освоения воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья). Программа основывается на современной психолого-педагогической концепции развития личности и стратегии развития детского сада.

Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, определено, как 60% и 40%.

Программа разработана в соответствии с

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, принят 29 декабря 2012 г.);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.);
  • Письмом Министерства образования и науки №08-249 от 28 февраля 2014г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
  • Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
  • Методическими рекомендациями по разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования, утверждёнными приказом Начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска (№ 280 – 17 от 05.03.2015г.).

Вместе с тем содержание Программы сформировано в контексте с

  • Образовательной программой Стахович Л.В. «Азы финансовой культуры для дошкольников»;
  • Программой Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  • Программой по обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности МБДОУ «ДС № 46 «Надежда»;
  • Программой по обучению дошкольников правилам дорожного движения и профилактике дорожно – транспортного травматизма «Грамотные пешеходы»;
  • Авторской парциальной программой «Знакомство с Таймыром» воспитателя высшей квалификационной категории Раздобудиной И.В.;
  • Программой спортивного кружка «Юные Олимпийцы», подготовленной инструктором по физической культуре Водопьяновой В.В.;
  • Программой музейной педагогики для воспитанников дошкольных образовательных учреждений «От 3-х до 7-ми» Муниципального бюджетного учреждения «Музейно выставочный комплекс «Музей Норильска»;
  • Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи учителя-логопеда высшей квалификационной категории, отличника народного образования Н. В. Нищевой;
  • Методическим пособием С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Для достижения цели первостепенное значение имеет реализация следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование навыков разумного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни;
  • формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
  • формирование общих представлений об окружающей природной среде, своеобразие природы Таймыра, позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Таймыра, любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
  • коррекция имеющихся особенностей у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, повышение защитных сил организма и его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников; проектирование социальных ситуаций развития детей и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности;
  • формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта, физического совершенствования и укрепления здоровья детей, обладающих повышенными психомоторными способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в занятиях спортом.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

  • Поддержка разнообразия детства.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификация) детского развития.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников учреждения) и детей.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, то есть принцип индивидуализации дошкольного образования.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Развивающее вариативное образование.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
  • Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

В основу Программы положены:

  1. Концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем, согласно которой основной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психики.
  2. Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др., согласно которой развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей.
  3. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
  4. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
  5. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальных особенностей), которую проводят квалифицированные специалисты.

Участие ребенка в психологической диагностики допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты диагностики психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в Программе:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка:

  • социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  • физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.

Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семьи и педагогов.

Содержание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, с целью углубления содержания образовательных областей представлено дополнительными программами, направленными на:

  • формирование общих представлений об окружающей природной среде, Таймыра, позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории, жителям региона, результатам их труда;
  • физическое совершенствование и укрепление здоровья детей;
  • формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
  • создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников.

В вариативной части раскрывается особенность работы ДОУ с учетом нашего региона, традиционные мероприятия, проводимые с детьми в детском саду, система работы с семьями воспитанников и социальными институтами описаны формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.

В Программе раскрыта организация коррекционной работы с детьми в рамках психолого-педагогического консилиума, логопедического пункта ДОУ, группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, группы комбинированной направленности.

Главной задачей взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации образовательной Программы является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ДОУ.

Основные направления и формы работы с семьями воспитанников:

  • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Для оказания родителям квалифицированной и всесторонней помощи в вопросах воспитания и развития дошкольников в ДОУ работают: психолого- педагогический консилиум, Служба профилактики.

В Программе отражена модель воспитательно-образовательного процесса с учетом традиционных мероприятий ДОУ, описание режима дня, развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и обеспечение методическими материалами и средствами обучения.